Новые шутки о главном
Главные вкладки
Когда события развиваются стремительно, журналист от них отстает. Не успеешь собрать сводки новостей за день и как следует обмозговать, как на тебя обрушиваются новые события.
Поначалу я была уверена, что скандал вокруг полуострова Тузла раздут украинской стороной ради того, чтобы, не потеряв лица (было бы что терять-то), выйти из свежеподписанного договора по ЕЭП. Я предрекала срыв этого соглашения по вине украинской стороны, но оказалась пророком ровно наполовину: заявление Александра Волошина на закрытом брифинге для украинских журналистов резко поменяло акценты. Если верить тем самым журналистам, председатель администрации президента России заявил следующее: «Никогда Россия не оставит Украине Керченский пролив. Хватит того, что Крым сегодня украинский, и мы с трудом успокоили людей по этому поводу. Хватит издеваться над нами. Если надо, мы сделаем все возможное и невозможное, чтобы отстоять свою позицию. Если надо, мы сбросим туда бомбу!»
Сегодня пресс-служба той же Администрации утверждает, что никаких записей на брифинге не велось, и вообще украинские журналисты все не так поняли. Это шутка была. Бамбарбия кергуду.
В свете таких шуток, однако, все воспринимается по-другому. До того, как эта шутка прозвучала, в состязании гордыни и идиотизма Украина выигрывала с большим отрывом. Охотно верилось, что администрация Краснодарского Края решает свои экологические проблемы и что границу Украины никто не собирается нарушать. Сергей Тигипко, не поддавшийся всеобщей истерике (впрочем, пророссийские взгляды днепропетровского магната известны всем), казался самым здравым из политиков. Реакция украинской армии казалась паранойей — особенно с учетом реальных возможностей оной армии. Но заявления Волошина резко поменяло все. Ни слова об экологических проблемах Краснодарского края — речь идет о том, чтобы «отдать» или «не отдать» Украине Керченский пролив. Ну, в самом деле, почему хохлы срубают за проход судов через Керчь-Екинальский канал 16 млн американских денег в год, когда можно захапать канал и не платить их вовсе, а, наоборот, срубать их с украинцев?
Самое обидное — что стоит за всем этим явно не политический, а чиновничий мелко-шкурный интерес. Вопрос о транзите через канал мог быть решен в рамках ЕЭП. Он должен был быть решен в рамках ЕЭП — но тогда краснодарским и крымским чиновникам обломилось бы гораздо меньше.
А дальше началась «песня о ботике». То есть, о буксире «Товарищ», порт приписки «Кавказ». Вез он, правда, не тару из-под пива, а журналистов, которые вели видео- и фотосъемку острова Тузла. Съемки были нужны, чтобы установить фактическое местоположение буя № 19 (ушами своего сердца слышу грозный голос украинского погранца: «Какого буя?»). Бравые погранцы «таранили этот ботик молчаливо» в борт. Аж два раза. «Ну на фига ж вы ботик повредили!» — возопила российская сторона. Наведут ли «ракеты на балбеса»? Скорее всего нет, потому что на этот случай у Украины есть один стратегический партнер, который очень любит наводить порядок там, где его не просят. И вот уже трубят в трубы наши сигнальщики и машут флагами наши махальщики. И кое-кто даже намекает, что будет у нас тут не легкий бой, а тяжелая битва.
Естественно, договор по ЕЭП идет лесом, причем «низы» так же мало думают о нем, как и «верхи». Опрос, проведенный в прямом эфире радиостанцией «Эхо Москвы» показал, что 82 % опрошенных считают, что в связи с событиями в Керченском проливе им важнее остров Тузла, а не добрососедские отношения с Украиной. Хотелось бы спросить у тех 3111 россиян, кто так ответил: господа, а что вы будете делать с Тузлой? В карман положите или в духовку сунете?
Черномырдин, клятвенно заверяя, что строительство дамбы будет остановлено до того как дамба пересечет украинскую границу, осмотрительно отмалчивается на вопрос: а где, по его мнению, проходит украинская граница, западнее Тузлы или восточнее?
Тот факт, что Украине действительно нужен союз, как-то принято не замечать. Тот факт, что миллионам украинцев, чьи родственники живут в России, миллионам русских, связанных кровными узами с Украиной, Белоруссией и Казахстаном, совсем не нужен визовый режим и часто — недоступно изготовление иностранных (я уж молчу — дипломатических!) паспортов — тоже принято не замечать. Договор о ЕЭП называют «предательством национальных интересов Украины». Но, похоже, что российским чиновникам этот договор нужен так же мало. Иначе подобное не могло бы произойти накануне его ратификации. «Ситуация, которая усложняет двусторонние отношения, никак не может содействовать позитивному прохождению концепции и соответствующего соглашения о создании ЕЭП через парламент, и их восприятие позитивно обществом», — отметил глава МИД Константин Грищенко. В переводе с русского на русский это означает: даже не думайте, ребята, что мы хоть что-нибудь вам ратифицируем, пока вы тут ковыряетесь.
Время идет. Каждый день программы новостей обрушивают на зрителя потоки информации о коварных планах русских въехать на своей дамбе в украинские территориальные воды. Неудивительно, что в обществе формируется в целом отрицательное отношение к ЕЭП. «Против участия Украины в Едином экономическом пространстве с Россией, Беларусью и Казахстаном высказываются 44,3 % граждан, опрошенных Киевским институтом социологии», передают Українські Новини. Создание ЕЭП одобряют 31,3 % жителей страны. Около 6 % считают, что «это будет новый СССР».
Но даже те, кто относится к ЕЭП очень положительно (например, я) — не могут не поменять своей позиции после того, что сказал Волошин. Мы, далекие от политики и большого бизнеса украинцы, все-таки чувствуем себя задетыми тем простым фактом, что с нами не хотят считаться. Вообще. Украинским журналистам в лицо было сказано: мы хотим отобрать этот пролив — и отберем. Как после этого можно признать Россию договороспособной, когда видно, что в России губернатор может создать casus belli, а глава администрации президента шутит насчет того, что к этой самой bellum пора готовиться? Парламент Украины принимает решение расценить строительство Россией дамбы как недружественный акт, пересмотреть сложившуюся практику отношений с российской стороной и обратиться в международные инстанции для разрешения конфликта — 369 голосами при требуемых 229!
Какая у этой басни мораль? А морали нет никакой — кроме того, что любое дипломатическое достижение президентов чиновничество способно утопить, если нарушаются его интересы. Был подписан нужный всем четырем странам договор. Теперь о нем уверенно можно говорить в прошедшем времени.
«Ну, на фига ж вы ботик потопили, гады?»
Ольга Брилева,
Днепроперовск
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- Комментарии